КРОЧЕ (Сгосе) Бенедетто

КРОЧЕ (Сгосе) Бенедетто
(1866-1952) - итал. философ, представитель неогегельянства, историк, литературный критик и публицист, общественный деятель, прозванный за свое влияние в кругах интеллигенции первой трети XX в. "светским папой". В молодости К. испытал влияние марксизма. С начала века К. развивал систему философии духа на манер гегелевской, исключая из нее логику и натурфилософию, в которых усматривал результат некритического воспроизведения некоторых положений христианского теизма.

Единственную реальность, по К., представляет дух, развертывающий свое бесконечное содержание в историческом процессе, вне которого нет ни "идеи", ни природы. Внутренний ритм исторического движения воспроизводится с помощью диалектики, которую К. понимает иначе, чем Гегель. Он отвергает триаду и высший синтез противоположностей, а также однонаправленное движение от низшего к высшему. Согласно К., движение духа происходит в замкнутом круге его основных форм, и потому бессмысленно искать, где начало этого движения и где его конец. Основные формы духа определяются традиционной триадой - истина, добро и красота, которым в философии соответствуют логика, этика и эстетика. К ним К. добавляет еще и "жизненное", т.е. полезную целесообразность, "экономику". Диалектический ритм духовного развития К. разбивает на четыре такта: сама сфера духа делится на две формы - теоретическую и практическую, и в каждой из них движение совершается от особенного ко всеобщему. В области практики это движение от экономики, т.е. всякого действия, имеющего структуру целесообразности, к этике, вдохновляющейся всеобщим императивом, а в области теории - от эстетики (интуиции) к логике (понятию). При этом К., в противовес Джентиле, пытавшемуся снять различие теоретического и практического в стихии "чистого акта", отстаивает примат практики над теорией и их несводимость друг к другу. С точки зрения К., позиция Джентиле ведет к ликвидации различия между познанием и жизнью, мышлением и действием, понятием и волей.

Наибольший общественный резонанс получили взгляды К. в области эстетики и теории историографии. Вначале К. видел сущность искусства в деятельности чистой интуиции, в простой функции выражения индивидуального, единичного в деятельности автономного воображения. К. стремился опробовать выработанные теоретические принципы в конкретных исследованиях. Исследуя творчество Гомера, Ариосто, Тассо, Гете, К. пришел к выводу, что их эстетический мир гораздо богаче, чем то предполагала его собственная теория, и что искусство нельзя отождествить с общей деятельностью языкового выражения. Этот вывод подрывал устои всей схемы философии духа. Сходный результат имела и разработка К. философии истории. Здесь особенную популярность приобрел его тезис - "всякая истинная история есть современная история". Подлинная история, по К., имеет глубокие корни в общественной жизни настоящего, которому принадлежит и сам историк со всеми его мыслями и чувствами. Исторический процесс реально существует в преемственности поколений, каждое из которых живет своим настоящим, прошлое не может держаться своей собственной силой. Согласно К., историческое знание всегда организовано системой ценностей историка, а "мертвая хроника" событий - только подготовительный материал, а не сама наука. Однако из его теории остается неясным, чем гарантирована объективность исторической истины и возможна ли она вообще. Не меньшие трудности встретила и его теория исторического процесса, согласно которой история есть путь разума и свободы, а периоды реакции и террора - всего лишь "абстрактный момент" диалектической конкретности. В политике К. придерживался либерально-демократических позиций, что привело его к отказу от компромисса с режимом Муссолини и к критике расовой теории.

М.А. Киссель

Saggio sullo Hegel. Bari, 1948; La storia comme pensiero e comme azione. Bari, 1973.


Современная западная философия. Энциклопедический словарь. — М.: Культурная революция. . 2009.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу

Полезное


Смотреть что такое "КРОЧЕ (Сгосе) Бенедетто" в других словарях:

  • КРОЧЕ (Сгосе) Бенедетто — (1866 1952) итал. философ неогегельянец, историк,, литературный критик и публицист. Эстетика наиболее известный раздел его «философии духа». Исходную версию ее К изложил в труде «Эстетика как наука выражения и общая лингвистика» (1902). В… …   Эстетика: Словарь

  • КРОЧЕ — (Сrосе) Бенедетто (1866 1952) ит. философ, историк, критик, публицист, общественный деятель. В 1902 1920 проф. в Неаполе. Соредактор (с 1903, сначала с Дж. Джентиле) жур. «Critica», сыгравшего заметную роль в духовной жизни Италии пер. пол. 20 в …   Философская энциклопедия

  • КРОЧЕ — (Сгосе) Бенедетто (1866 1952) итальянский философ, историк, общественный деятель. Неогегельянец. Определял свою философию как «абсолютный идеализм» (»ис торицизм»). Идеолог либерализма. Ученик Лабриолы, в молодости увлекался марксизмом. Друг и… …   Новейший философский словарь

  • Кроче Бенедетто — Кроче (Croce) Бенедетто (25.2.1866, Пескассероли, близ г. Л Акуила, ≈ 20.11.1952, Неаполь), итальянский философ идеалист, историк, литературовед, критик, публицист, политический деятель. Представитель неогегельянства. В 1902≈1920 профессор в… …   Большая советская энциклопедия

  • КРОЧЕ — (Сгосе) Бенедетто [25.2.1866, Пескассероли, близ г. Л Акуила, 20.11. 1952, Неаполь], итал. философ неогегельянец, историк, критик и публицист, полит, деятель, проф. Неаполитанского ун та в 1902 20, мин. нар. образования Италии в 1920 21. В трудах …   Российская педагогическая энциклопедия

  • Кроче — (Croce)         Бенедетто (25.2.1866, Пескассероли, близ г. Л Акуила, 20.11.1952, Неаполь), итальянский философ идеалист, историк, литературовед, критик, публицист, политический деятель. Представитель неогегельянства (См. Неогегельянство). В 1902 …   Большая советская энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»